Экспертиза подвески легковых автомобилей
Проведены исследования подвесок легковых автомобилей на стенде фирмы «MAHA». Данный стенд позволяет специалистам за минимальное время получить график работы амортизаторов, сверить с заводскими значениями и произвести оценку их работоспособности (рис.1). В процессе измерения имитируется движение автотранспортного средства (АТС) и создается возвратно-поступательные движения колес у АТС. Это необходимо, чтобы проверить как вертикальные, так и горизонтальные люфты подвески. Иногда данная проверка совмещалась с исследованиями работоспособности тормозной системы.
Рис.1. Фото люфтомера.
Согласно полученным диагностическим данным по эффективности передних и задних подвесок автомобилей были зарегистрированы низкие показатели демфирования амортизационных стоек (рис.2 и табл. 1).
Согласно данным рис. 2, кривые рабочих диаграмм должны быть плавными, без отклонений, свидетельствующих о недостаточном или избыточном количестве жидкости, ее низком качестве, а также о неправильной сборке или наличии дефектов деталей клапанной системы. Сопротивление хода сжатия и отбоя определялись по наибольшим силам сопротивления А и В, полученным при снятии диаграммы. Требуемые значения сил сопротивления приведены в технической характеристике амортизаторной стойки и амортизатора. Сбои в работе амортизаторов происходили по причине низкой эксплуатационной надежности в реальных российских климатических и дорожных условиях. Гидрожидкость в амортизаторах в мороз густела, что приводило к ее затрудненной циркуляции через клапанную систему. Как следствие - пневмобаллон получал дополнительную динамическую нагрузку, зачастую превышающую его проектные показатели, его износ ускорялся, итог всем известен - как правило, это взрыв в самое неподходящее время в самом неподходящем месте.
Табл. 1. Признаки и причины неисправностей амортизаторов.
Признак неисправности | Причина |
Автомобиль недостаточно устойчив при движении по неровной дороге (имеет боковые сносы), склонен к продольному раскачиванию. | Амортизаторные стойки или амортизаторы не развивают нормальное усилие сопротивления. |
Частые пробои подвесок автомобиля. | Амортизаторные стойки и амортизаторы имеют уменьшенное усилие сжатия. |
Рис. 2. Примерная форма диаграмм при проверке амортизаторных стоек и амортизаторов на стенде: а – диаграмма исправного амортизаторного элемента; б – диаграмма неисправного амортизаторного элемента; 1 – избыток жидкости («подпор»); 2 – эмульсионная (вспененная) жидкость; 3 – недостаток жидкости («провал»)
Вертикальная упругая характеристика подвески выражает зависимость между вертикальной нагрузкой на подвеску и ее вертикальной деформацией, измеряемой, обычно, над осью колеса. При выборе параметров вертикальной упругой характеристики подвески (в сочетании с надлежащей характеристикой амортизатора) необходимо учитывать: колебания кузова автомобиля с заданными ускорениями; отсутствие пробоев подвески, т. е. ударов в ограничители хода и отсутствие отрывов колес от дорожного полотна. Выполнение этих условий связано с обеспечением максимально высоких скоростей движения автомобиля в заданных дорожных условиях.
Значение статического прогиба принимались из ряда рекомендованных значений, учитывались рекомендованные частоты собственных колебаний (1,2…1,9 Гц). Указанные значения статических прогибов относятся только к упругому элементу подвески. Резинометаллические шарниры увеличивают жесткость подвески на 15 - 30 %, в зависимости от схемы подвески и числа шарниров. Для устранения эффекта галлопирования жесткость передней подвески обычно делают равной 0.8..0.9 жесткости задней подвески (с поправкой на влияние резинометаллических шарниров).
В результате проведенных исследований были также обнаружены люфты в шарнирах и сайлентблоках рычагов подвесок, даны рекомендации о необходимости их замены.