avtoekspertiza.msk.ru

Бюро независимых автотехнических экспертиз

г. Москва, Газетный переулок дом 3-5 стр.1

г. Москва, 6‑й Новоподмосковный переулок, дом 10

г. Москва, ул. Яблочкова, д.21, к. 3

МО, Звенигород, ул. Пролетарская, д. 51

г. Москва, Никитский бульвар, д. 8а.

г. Москва, ул. Профсоюзная д. 56

г. Москва, Гостиничный проезд, 10а, стр. 1, пом. 2.

г. Москва, ул. Пречистенка, д. 10/2, стр. 1

г. Санкт-Петербург, Лиговский проспект, д. 87

Экспертиза рулевого управления автотранспортных средств

 

Рассмотрены результаты осмотров рулевого управления автотранспортных средств, полученных при исследовании в рамках  независимых автотехнических экспертиз.

The results tests of steering system obtained as a result of research within the framework of independent auto-technical examinations are considered.

 Ключевые слова: рулевое управление автотранспортных средств, автотехническая экспертиза.

Key words:  steering system of motor vehicles, auto-technical expertise.

Рулевое управление предназначено для обеспечения движения автомобиля в заданном водителем направлении. На большинстве автомобилей изменение направления движения осуществляется за счет поворота передних колес (кинематический способ поворота).

         На некоторых легковых автомобилях «BMW», «Mercedes-Benz», «Porsche», «Volkswagen» применяется рулевой механизм с переменным передаточным отношением. В механизме используется зубчатая рейка с разными зонами зубьев. По мере удаления от зоны прямолинейного движения форма зубьев зубчатой рейки существенно изменяется (косой наклон зубьев). Это обеспечивает прогрессивное уменьшение передаточного отношения и соответственно меньший диапазон поворота рулевого колеса. Управление автомобилем становится более удобным и динамичным.

         Рулевое управление характеризуется множеством кинематических параметров, основными из которых являются четыре угла (схождения, развала, поперечного и продольного наклона оси поворота колеса) и два плеча (обкатки и стабилизации). В общем виде конструкция рулевого управления представляет собой компромисс кинематических параметров, т.к. вынуждена объединять противоречащие друг другу устойчивость движения и легкость управления.

         Для уменьшения усилий, необходимых для поворота рулевого колеса, в рулевом приводе применяется усилитель рулевого управления. Применение усилителя обеспечивает точность и быстродействие рулевого управления, снижает общую физическую нагрузку на водителя, а также позволяет устанавливать рулевые механизмы с меньшим передаточным числом. В зависимости от типа привода различают следующие виды усилителей рулевого управления: гидравлический, электрический и пневматический.

         Большинство современных автомобилей имеют гидравлический усилитель рулевого управления (другое название – гидроусилитель руля). Разновидностью гидроусилителя является электрогидравлический усилитель рулевого управления, в котором гидронасос имеет привод от электродвигателя. В последние годы на автомобилях все шире применяется электрический усилитель рулевого управления (другое название – электроусилитель руля). Крутящий момент от электродвигателя может передаваться непосредственно на вал рулевого колеса или на зубчатую рейку. Электроника позволяет использовать электроусилитель руля для автоматического управления автомобилем, например в системе автоматической парковкисистеме помощи движению по полосе.

         Усилитель рулевого управления, в котором поворотное усилие изменяется в зависимости от скорости автомобиля, называется адаптивным усилителем рулевого управления. Известной конструкцией адаптивного усилителя рулевого управления является электрогидравлический усилитель «Servotronic».

         Инновационными являются система активного рулевого управления от «BMW», система динамического рулевого управления от «Audi», в которых передаточное число рулевого механизма изменяется в зависимости от скорости движения автомобиля. Компания «BMW» добавила в рулевой вал сдвоенный планетарный редуктор, корпус которого может поворачиваться с помощью электродвигателя и в зависимости от скорости движения автомобиля менять передаточное отношение рулевого механизма.

           По своей сути рулевой механизм является механической передачей (редуктором), поэтому основным его параметром является передаточное число.

        Эксперт изучал техническое состояние рулевого управления автотранспортных средств (АТС) по фактическому техническому состоянию на предмет наличия дефектов в результате внешнего осмотра с применением методов субъективного и объективного диагностирования. Все выполненные контрольно – диагностические работы и выявленные неисправности вносились в акт осмотра.

        В процессе осмотра исследовались наличие следов деформаций и разрушений деталей рулевого управления АТС, тем самым исключался эксплуатационный фактор возникновения дефекта.

Последовательность проверки рулевого управления включает следующие этапы:

  1. Проверка усилия при вращении колеса - плавное при полном обороте в обе стороны.
  2. Исправность рулевой колонки, регулировка в двух положениях по высоте и углу наклона, фиксатор положения рулевой колонки – исправен.
  3. Работоспособность рулевого механизма.
  4. Проверка уровня жидкости в бачке гидроусилителя на соответствие норме.
  5. Проверка среднего суммарного люфта рулевого колеса. Не превышающего допустимого значения по ГОСТ 33997-2016 в зависимости от типа АТС.
  6. Проверка на наличие деформаций и разрушений деталей рулевой трапеции, а также люфтов и стуков в деталях рулевого привода относительно друг друга или кузова, не предусмотренных конструкцией АТС.
  7. Присутствие следов смазки шарниров рулевых тяг - прохождения предыдущего планового (ТО) рулевого управления, резьбовые соединения должны быть затянуты и зафиксированы.
  8. Проверка на отсутствие повреждений деталей крепления рулевой колонки и корпуса рулевого механизма.

       В процессе выполнения осмотров использовался прибор «ИСЛ-401М», предназначенного для измерения суммарного угла поворота рулевого колеса до начала движения управляемых колес, а также суммарного угла поворота рулевого колеса при нормированном усилии на рулевом колесе (рис. 1).

Рис.1. Фото прибора ИСЛ-401М.

В результате выполнения осмотров определены значения суммарных люфтов рулевого управления легковых, грузовых автомобилей, а также автобусов. В целом, полученные значения соответствовали допускам по ГОСТ 33997-2016. На некоторых легковых автомобилях зафиксированы стуки в рулевых механизмах и в шарнирах рулевых колонок, даны рекомендации о необходимости их замены.

Яндекс.Метрика