avtoekspertiza.msk.ru

Бюро независимых автотехнических экспертиз

г. Москва, Газетный переулок дом 3-5 стр.1

г. Москва, ул. Марксистская, д. 3, стр. 1

г. Москва, ул. Яблочкова, д.21, к. 3

МО, Звенигород, ул. Пролетарская, д. 51

г. Москва ул. Краснобогатырская, д. 6, стр. 2

г. Москва, ул. Профсоюзная д. 56

Экспертиза качества автобусов

 

Под качеством изделия понимается совокупность свойств, определяющих степень его пригодности к выполнению заданных функций при использовании по назначению. Важным свойством качества является надежность, поэтому в статье изучаются некоторые его показатели на примере автобусной технике.

За период времени с 2002г. по 2007г. проводились испытания и наблюдения за автобусами производства «Павловского», «Ликинского», «Курганского» и «Голицинского» автобусных заводов на территории Российской Федерации. Статические данные по гарантийным затратам и количеству рекламаций представлены на рис.1, рис. 2.

Рис. 1. Динамика изменения затрат по гарантийному обслуживанию по заводам Дивизиона "Автобусы" за 2002 - 2007 гг. (тыс. руб.)

Рис.2.Динамика изменений количества рекламаций по заводам Дивизиона "Автобусы" за 2002 - 2007 гг.

Для детального выявления особенностей конструкций автобусов и часто повторяющихся проблем при эксплуатации целесообразно рассмотреть по их маркам и производителям.

Продукция ООО «Павловский автобусный завод»:

«ПАЗ-3205»; «ПАЗ-4234»

По автобусам моделей «ПАЗ-3205»; «ПАЗ-4234» и их модификациям количество рекламаций остается на самом низком уровне (0,11 дефектов на 1 автобус). Это явление можно объяснить тем, что данные модели представлены на рынке продолжительное время, при их сборке практически не используются импортные и дорогостоящие комплектующие, конструкция хорошо изучена, возможность ремонта есть практически у каждой эксплуатирующей организации, запасные части и расходные материалы тоже имеются в наличие, существует соответствующая техническая литература. Поэтому многие потребители для экономии времени не обращаются в гарантийную службу ООО «ЦТД «Русские Автобусы», а производят ремонт собственными силами. Акты рекламации составлялись только в случае трудоемкого ремонта (двигатель, КПП, ведущий мост).

«ПАЗ-3237»

Количество гарантийных ремонтов в 2007 году составила в размере 2 дефектов на 1 автобус. Наблюдалась высокая интенсивность отказов по электрооборудованию – 133 случая, кузову – 97 неисправностей, система охлаждения – 59 случаев. Основная причина такого высокого количества дефектов послужила совокупность следующих факторов: низкое качество комплектующих изделий, не отработанной до совершенства технология сборки, а также несовершенная конструкция автобуса. Увеличение общей картины неисправностей подкрепляется отсутствием: специального инструмента и оснастки у дилеров, своевременного обучения специалистов, технической литературы, запасных частей в ЦТД «РА» и т.д.

«ПАЗ-3204»

Статистические данные по отказам модели «ПАЗ-3204» составили 0,272 дефекта на 1 автобус. Низкое количество дефектов по этой группе автобусов объясняется тем, что владельцы не оформляли рекламации, а дефекты устранялись с помощью технической поддержки филиала «Павлово» и завода. В виду массового дефекта часть поставленных автобусов были возвращена на завод.

Продукция ООО «Ликинский автобусный завод».

В целом по ООО «ЛиАЗ» приведенная статистика на рис.2. более объективно отражает ситуацию, сложившуюся в эксплуатации. Это объясняется, прежде всего тем, что автобусы производства ООО «Ликинский автобусный завод» более сложные по конструкции, обладают дорогостоящими комплектующими, имеют самый высокий диапазон гарантийного срока эксплуатации по Дивизиону «Автобусы».

«ЛиАЗ-5256»

По модели «ЛиАЗ-5256» в 2007 году количество дефектов снизилось по сравнению с 2006 г. (с 2,7 до 2,3 на 1 автобус) это объясняется, прежде всего, уменьшением дефектов по системе охлаждения двигателя и отопления в 1,9 раза (с 2116 случаев до 1122).

В 2007 году уменьшилось количество рекламаций по двигателям семейства «CAT» с 0,36 (333/924) до 0,27 (376/1407) случаев на каждый эксплуатируемый двигатель, а общее количество двигателей этой марки в эксплуатации увеличилось на 483 ед.

По результатам данных табл.3 выявлено резкое увеличение количества дефектов тормозной системы – 1325 случая в 2007г. против 751 в 2006г. Основной причиной дефекта явился брак конструкции разжимного механизма производства ООО «Канашский автоагрегатный завод».

Выявлена высокая интенсивность отказов (более чем в 2,2 раза) амортизаторов производства «Автоагрегатного завода» в г.Барановичи. Так в 2006 году было заменено 309 шт., а в 2007 г. уже 694 шт.

Следует отметить, что значительно сократить проявление многих дефектов в начальном этапе эксплуатации автобусов удалось за счет повышенных требований в филиале «Ликино-Дулево» при приемке готовой продукции и оперативному устранению выявленных неисправностей на заводе.

«ЛиАЗ-6212» и «ЛиАЗ-6212.7»

По моделям «ЛиАЗ-6212» и «ЛиАЗ-6212.7» среднее количество дефектов в 2007 г. составило 2 дефекта на 1 автобус.

Высокое количество дефектов отмечено по газовому двигателю «Cummins» и составило 96 случаев в 2007 г., в свою очередь в 2006 г. выявлен всего одна рекламация. Следует отметить по этому ДВС следующие основные неисправности - отсутствие запуска, потеря мощности, отказ в работе стартера, нарушение герметичности патрубка турбины.

«ЛиАЗ-5293»

Интенсивная эксплуатация автобусов модели «ЛиАЗ-5293» началась в конце 2007 г., однако, зарегистрировано 0,7 дефектов на 1 автобус. При дальнейшей эксплуатации автобусов этой модели можно прогнозировать увеличение дефектов до уровня основной модели «ЛиАЗ-5256». Характер и причины выявленных неисправностей отражают общую специфику эксплуатации продукции «ЛиАЗ».  (рис. 1. и рис. 2).

Продукция ООО «КАВЗ»

Резкое увеличение количества рекламаций (в среднем с 0,14 до 0,28 дефектов на 1 автобусов) обусловлено началом выпуска на ООО «КАВЗ» новых более технически сложных моделей автобусов «КАВЗ-4235» и «КАВЗ-4238». Статистика неисправностей составляет по модели «КАВЗ-4235» - 0,6 дефекта на 1 автобус, по модели «КАВЗ-4238» - 0,5 дефекта на 1 автобус, что в среднем в 5,5 раз выше, чем на «КАВЗ-3976». Это объясняется тем, что в изменении конструкции рассматриваемых моделей появились более сложные комплектующие, замена которых способствует к увеличению стоимости гарантийного ремонта (рис. 1). Выявлены комплектующие лимитирующие надежность автобусов, которыми являются: двигатель комплектации «ММЗ» и «Cummins», система электрооборудования, охлаждения и отопления, кузов, задний мост комплектации «РААЗ», «АМО», «ЗИЛ».

Следует подчеркнуть, что количество дефектов по продукции «КАВЗ» в 2008 г возрастет, так как многие рекламационные акты в 2007г. на ремонт не заводились, поэтому не попали в общую статистику, а неисправности устранялись возможностями филиала «Курган» без соответствующей документации.

Продукция ОАО «Голицынский автобусный завод»

За 2007 г. отмечено снижение количества дефектов по автобусам производства ОАО «Голицынский автобусный завод» с 2,2 до 1,2 дефекта на 1 автобус. Данное предприятие выпускает автобусы на готовом самоходном шасси. По условиям предоставления гарантии поставщика шасси «Scania» потребитель обязан при сохранении гарантии предоставлять автобус для провождения технического обслуживания исключительно на специализированные станциях фирмы «Scania». Существуют две дилерских станции. Эти центры имеют необходимые производственные мощности (ПТБ - оборудование, инструмент), запасные части и обученный персонал, что позволяет им исключить многие проблемы при выполнении гарантийного ремонта. По данным службы «гарантии и сервиса» у потребителей автобусов существенных проблем при эксплуатации этой техники не отмечено. Возникающие дефекты шасси устранялись своевременно и в кратчайшие сроки.

На основании описанных в статье данных об изменении технического состояния автобусов в эксплуатации ежемесячно производился анализ информации по качеству выпускаемой продукции с последующим предоставлением ее заводам для принятия мер по доработке конструкции.

Яндекс.Метрика