Экспертиза двигателя после ремонта
Двигатель внутреннего сгорания представляет собой сложную конструкцию. Технологический процесс его сборки, ремонта и запуска требует профессионального подхода. ДВС – важнейшая часть транспортного средства. Один из наиболее востребованных видов исследования на рынке представляемых услуг - экспертиза качества ремонта ДВС. На основании изучения вопроса о качестве ремонта ДВС автором статьи были получены и обработаны заявки на проведение таких исследований в 2014-2019 гг. в Московском регионе с использованием сайта https://avtoekspertiza.msk.ru
За последние 5 лет было проведено 27 экспертиз с выявлением причин повторного отказа ДВС. Выяснилось, что причинами отказов стали установленные дефектные запчасти или были нарушения технологии ремонта, а нарушений правил эксплуатации выявлено не было (рис.1, табл. 1).
Брак запасных частей выражался в установке неисправных топливных форсунок, дефектных поршней, клапанов и т.д., которые привели к наступлению отказа ДВС (рис.2).
Второй основной причиной повторных отказов ДВС стали нарушения технологии ремонта, таких как:
- ненадлежащая протяжкой болтов головки блока цилиндров вызывающая прорыв газов и охлаждающей жидкости в камеру сгорания двигателя с последующим гидроударом;
- рассухариванием клапанов после замены маслосъемных колпачков, попаданием клапана в рабочий цилиндр, его столкновением с поршнем сопровождающее дальнейшем разрушением (рис.3);
- ненадлежащим натяжением ремней газораспределения, их проскальзыванием, и в результате столкновением поршней и клапанов из-за смещения фаз газораспределения. В результате такие нарушения технологии выполняемых работ привели к колоссальным разрушениям ДВС.
Рис.1. Причины, по которым происходил повторный отказ ДВС.
Табл. 1. Перечень причин, по которым происходил повторный отказ ДВС.
№ п/п | Доля,% | Причины |
1 | 55 | Брак запасных частей; |
2 | 45 | Нарушение технологии ремонтных работ. |
Примеры:
- Температурные разрушения 6-ти поршней в районе днища и жарового пояса (рис. 2) – брак деталей.
Рис.2. Фото термического разрушения поршней.
Из-за дефекта материала поршней при их изготовлении, состав сплава не выдержал рабочие температурные воздействия при работе двигателя и разрушился
- Определен характер разрушения другого ДВС – столкновение впускного клапана с поршнем 6 –го цилиндра, что привело к заклиниванию двигателя (рис. 3).
Рис.3. Фото разрушенного поршня и впускного клапана 6-го цилиндра.
В результате исследования причин повторных отказов ДВС были выявлены два основных вида их отказов: 45% - нарушение технологии ремонта; 55% - установка дефектных запасных частей. Проведение данного анализа позволит обновить требования к закупке запасных частей, а также подготовить рекомендации для повышения качества выполняемых ремонтных работ ДВС.